Использование в промышленных целях плитных изделий и лотков, относящихся к перекрытиям для теплотрасс, обеспечивает надежную защиту трубопроводов и всех видов коммуникаций в сейсмически неблагополучных регионах, областях с суровой зимой, а также с рыхлыми грунтами.
Защита труб и инженерных систем от осадков, грызунов, грунтовых вод, механических, ландшафтных и климатических факторов возможна, благодаря особой форме плит, сделанных, в виде буквы «П» из самых крепких и прочных марок бетона.
А также укладке на них горизонтальных ровных прямоугольных ЖБ-изделий, в совокупности образующих надежную конструкцию.
Каковы требования к плитам, прошедшим испытания на водонепроницаемость, каркасную целостность, качество и надежность, разновидности изделий, особенности монтажа и средние цены, читайте подробнее в представленной статье.
Общее описание и назначение
Плиты перекрытий для лотков и теплотрасс выполнены из высококачественных крепких марок бетона (чаще от М500), залитого по каркасу, заранее сваренному из армированной сетки или прутьев в производственных условиях.
Перекрытие имеет вид равнобедренного прямоугольного углубления в земле, с уложенной крышкой – верхней плитой, прикрепленной к боковым стенкам.
Сам лоток включает в себя горизонтальную внутреннюю поверхность и 2 боковых плиточных ребра.
Их высота может составлять от 400 (мм) до 150 (см), что позволяет людям работать внутри установленной конструкции-перекрытия в полный рост.
Важно. Внутрь установленного плиточного лотка закладываются трубы и различные инженерные коммуникации, которые обязательно гидроизолируются и утепляются.
Сверху на лоток, после монтажа коммуникаций укладываются прямоугольные ЖБ-плиты, выполняющие роль крышки. Лотковые и прямоугольные железобетонные изделия имеют на своих основаниях полукруглые крючки и захваты из качественных марок стали, с помощью которых их можно зацепить и соединить друг с другом при монтаже, с дальнейшим закреплением сваркой.
Перекрытия для теплотрасс и лотков, благодаря железобетону:
- выдерживают большие внешние и внутренние нагрузки;
- сохраняют прочность всей конструкции;
- монтируются без сложностей;
- укладываются в любых труднодоступных местах;
- доступны по стоимости;
- обладают водонепроницаемыми качествами.
Плиточные конструкции имеют сероватый цвет, гладкую или рыхловатую (слегка пористую) поверхность, в зависимости от входящих в состав бетона компонентов, и имеют разный объем. Перекрытие делается таким образом, что обеспечивает надежную наружную и внутреннюю изоляцию установленных внутрь коммуникаций, защищая их от техногенных, природных, биологических и физических факторов. При этом строители обязательно укладывают их с отверстиями для вентилирования пространства изнутри.
На рынке стройматериалов предлагают разные размеры плит для лотков и теплотрасс, габариты которых примерно следующие:
- Длина – 740-2 990 (мм), но не более 4 (м).
- Ширина – 400-2 460 (мм).
- Толщина – 50-160 (мм).
Вес одной плиты составляет от 100 до 2 940 (кг). Любая конструкция для защиты коммуникаций сохраняет тепло внутри самого лотка, а также препятствует контакту с химическими реагентами.
Также она продлевает эксплуатационные способности труб и исключает взаимодействие с водой, в том числе, и с образующимся при перепадах температур конденсатом.
Особая укладка при монтаже на ПГС-подушку с присыпкой и трамбовкой грунта по бокам, в заранее подготовленном углублении (канаве) обеспечивает надежное закрепление всей конструкции.
Важно! Дополнительная защита вырытых каналов под лотки от атмосферных осадков обеспечивается ливневыми стоками или водоотводящими бороздками.
Основные требования
В процессе изготовления плит перекрытия для теплотрасс и лотков обязательно используют нормативы, в которых детально прописаны рекомендуемые испытания для материала, касающиеся:
- Прочности, надежности, однородности и сопротивляемости бетона при низких температурах.
- Водонепроницаемости и сжатия.
- Соответствия заявленного количества и качества арматуры для изготовленного каркаса.
- Толщины бетонного блока и габаритов по проекту.
- Образования или отсутствия микротрещин, имеющих место при усадке конструкции.
Если выпущенные изделия не проходят испытания, проходящие в производственных условиях, их отправляют на производственную доработку. К нормативам, регулирующим выпуск перекрытий, относятся:
- ГОСТ 12730.4-78;
- ТУ 5859-001-86780364-2008 (таблица лотков);
- Серия 3.006.1-8 (особенности каналов и тоннелей из элементов лотков) и т.д.
Основные характеристики, регламентированные для плит теплотрасс и лотков должны соответствовать следующим показателям:
- Водонепроницаемость – больше W4.
- Прочность сжатия бетонного материала – 22,5В и выше.
- Морозостойкость –
- Показатели каркасной стали – класс А-I, A-III, включая также Вр-I.
К заводским ЖБ-изделиям обязательны требования к наличию маркировки (буквы + цифры), которая наносится на каждую плиту. Маркированные обозначения указывают на основные характеристики и параметры (размеры, вес), а также выдерживаемую нагрузку на 1м2 (прочность). Дополнительно указывается дата выпуска, компания (фирма), а также отметка о прохождении технического контроля.
Важно! Особые требования предъявляются к расположению арматуры в каркасе изделий, которые обязательно должны содержаться в номенклатуре. Также по проекту рассчитывают давление и будущие нагрузки.
Разновидности
Плиты для теплотрасс и лотков различаются между собой по форме, размерам, маркировке и назначению. Они бывают прямыми, П-образными и угловыми. Например, прямые и П-образные лоточные изделия, с общей высотой не больше 1,68 (м) обозначаются буквой «Л», и по длине делятся на:
- Доборные (от 0,42 до 0,72 м).
- Стандартные (от 0,72 до 1,5 м).
- Канальные (от 1,5 до 1,8 м).
- Туннельные (от 1,8 до 4 м).
Каждый тип плит регулируется собственной серией, в которой указываются маркировка и габариты. Например, прямые лотки теплотрасс Л (от Л-4 до Л-23) представлены маркировкой – 50, 60, 70. Другая серия обозначается от ЛК-300-90-45 до ЛК-300-240-120. При этом рассматриваются не только ширина и высота лотков, но и их внутренняя и наружная толщина.
Угловые лотки стыкуют детали в особо уязвимых местах, где по проекту должны быть расположены сгибы и повороты трубопровода.
Углы надежно фиксируют и закрепляют любые сложные элементы трубной конструкции. Маркировка угловых изделий обозначается производителями, как «ЛУ».
Дополнительно, к данной маркировке может быть добавлена буква «н» (для тех случаев, когда лоток изготовлен с зеркальным вырезом).
Тип относится к облегченным плитам перекрытий, толщина которого в разрезе составляет 160 (мм). Изделие имеет монтажные петли, с помощью который значительно упрощается транспортировка, монтаж и соединение сваркой. Нагрузка, которую может принять плита, составляет 300 (кгс/м2). Внутри изделий имеются полые округлые отверстия, куда можно закладывать армировку и раствор.
Данный тип ЖБ-плит предназначен для коллекторов и подпольных каналов, и имеет разнообразную маркировку. Эти изделия подойдут в качестве технических конструкций, построенных под любым зданием, для прокладки самых сложных систем водопроводов. Также их можно использовать на открытой местности под автотрассами.
Плиты имеют правильную прямоугольную форму, с общей толщиной 80 (мм). На верхней части у них приделаны армированные 4 петли для сборки. Общие коэффициент нагрузки у них составляет до 12 (тс/м2).
Справка. Некоторые типы серии, как ПТ3, особо востребованы потому, что с ними легко работать, просто снимая крышку с лотка, если есть необходимость в ремонте коммуникации. При этом не нужно будет из траншеи вынимать весь лоток.
Представленный вид относится к перекрытиям камер, которые относятся к основным элементам коллекторов. Плиты перекрытия камер можно использовать в густо заселенных пунктах для подземных коммуникаций, обустраивать под промышленными объектами (полотном жд-дороги, автомагистралями).
Сами изделия способны выдержать большую нагрузку (давление) на грунт, и изготовлены таким образом, что способны обеспечить прочность водопроводных и канализационных каналов. Одновременно, они также выполняют экологическую функцию, так как предотвращают попадание грязных стоков в грунт.
Канальные плиты больше всего подходят для конструирования их под автодорогами. Они имеют большую длину и толщину, способны выдержать самые большие нагрузки и сильную механическую вибрацию.
Данный тип перекрытий используется для создания лотков, но также их можно применять для строительства любых конструкций.
Изделие данной серии имеет прямоугольную форму и небольшой вес (870 кг).
За счет этого с ними быстро проводится монтаж или ремонт поврежденной теплотрассы, а также системы водоснабжения.
Высокие эксплуатационные характеристики П 8-8 и П 8.8. позволяют их использовать в самых сейсмически неблагополучных районах.
Плиты достигают длины 2 990 (мм) и используются для строительства любых каналов, так как их ширина равна 1 160 (мм), а толщина – 100 (мм). Особо востребованы они для прокладки теплотрасс и тоннелей, так как максимально надежно защищают любые инженерные коммуникации в любых направлениях. При монтаже плиты этой серии кладут сразу на лотковые ребра и заваривают сваркой.
Важно! Каждый тип представленной серии делится на большое количество подтипов, маркировка которых находится в нормативах ГОСТов.
Самые распространенные разновидности перекрытий для лотков и теплотрасс по габаритам можно объединить примерно в такую таблицу:
№ п/п | Марка изделия | Длина (мм) | Ширина (мм) | Высота (мм) | Вес (кг) |
1. | ЛК-300-90-45 | 2990 | 880 | 430 | 900 |
2. | ПНО 160 | 6280 | 990 | 160 | 1500 |
3. | ПТ 12-12 | 2990 | 1480 | 160 | 1800 |
4. | П 8-8 | 2990 | 1160 | 100 | 3750 |
5. | ВП 19-6 | 1910 | 600 | 160 | 430 |
6. | ПТО 150.240.14-6 | 2380 | 1480 | 140 | 1233 |
Особенности монтажа для каналов тепловых сетей
Укладка плит перекрытий для лотков и теплотрасс включает в себя подготовительные инженерные и земельные работы, а затем и сам процесс монтажа с помощью грузового строительного транспорта. Инженер проводит расчеты и составляет проект, согласно которому проводится разметка, чистка территории и земельные работы.
Шаги укладки, после выкапывания траншеи, включают в себя:
- Формирование песчаной или ПГС-подушки для лотка.
- Установку плит и укрепление их по бокам с помощью сварки, засыпки и трамбовки грунта по бокам.
- Закрепление инженерной коммуникации внутри конструкции.
- Гидроизоляционные и утепляющие действия для инженерной системы, с оставлением зазора для вентиляции.
- Закрывание лотка крышкой (прямоугольной плитой), сварные и отделочные работы, с тщательной заделкой всех зазоров.
- Обмазывание плиты по стыками битумной мастикой (дополнительная гидроизоляционная защита) – формирование изоляции, согласно проекту.
- Зарывание траншеи с лотком или теплотрассой, в которой находится инженерная сеть.
При выполнении монтажа учитывается глубина залегания лотков. Так, например, она составляет для:
- Автомобильных трасс (вдоль или под ними) – 0,5-6 (м).
- Железнодорожного полотна – 1-4 (м).
- Трубопровода – 0,5-6 (м).
- Промышленных предприятий – не больше 0,3 (м).
Большое значение при укладке имеет учет грунта, климатические, ландшафтные особенности, густонаселенность района, близкие коммуникации, объекты инфраструктуры, а также близость грунтовой воды. Перед началом работ обязательно потребуется формирование хорошего водоотвода.
При работе с угловыми лотками равномерно засыпают его стыки. Это необходимо для того, чтобы не было перекоса всей конструкции.
Скорость и быстрота монтажных работ зависит от профессионализма рабочих, хорошей техники, инженерного правильного расчета, плана и качественно продуманного проекта.
Поэтому лучше всего для формирования перекрытий в виде лотков, желательно обращаться в строительную компанию с хорошей репутацией.
Важно! При необходимости, конструкции лотков можно изолировать металлическими листами. Или тщательно штукатурить места стыков разрешенными инженером строительными материалами.
Как правильно подбирать?
Чтобы не ошибиться с подбором плит перекрытий для теплотрасс и лотков, необходимо ознакомиться со всей информацией и требованиями к коммуникациям, для которых будет строиться конструкция, а также детально ознакомиться с характеристиками самой плиты. При выборе также имеют значение:
- Маркировка и нагрузки изделия.
- Качество производства и соблюдение нормативных правил.
- Диаметр труб.
- Требуемая толщина будущего изоляционного слоя.
- Необходимость в тепло- и гидроизоляционных работах.
- Уязвимые узлы теплотрассы или системы канализации.
- Предполагаемая нагрузка, в зависимости от места монтажа.
- Габаритные размеры и вес изделия.
Особое внимание уделяется также качеству состава бетона и используемым маркам стали для армированного каркаса. Приобретаемые изделия должны приобретаться только по сопровождающим документам (гарантия, сертификаты качества, инструкция по хранению и использованию).
При заказе работ строительная компания может предложить изделия от прямых проверенных производителей, у которых закупается по оптовым ценам. Это выйдет гораздо дешевле, чем самим покупать материал на рынке в розницу.
Средние цены
Стоимость плит перекрытий для лотков и теплотрасс зависит от региона РФ. Так, в северных областях, МО и СПб она всегда будет выше. На цену влияет также тип серии с указанной нагрузкой. Чем она выше – тем дороже будет изделия, так как в заводских условиях улучшаются его технические характеристики.
В среднем, наиболее часто используемые типы плит по ценам в РФ выглядят таким образом:
№ п/п | Марка изделия | Стоимость (в руб.)
от… |
1. | ЛК-300-90-45 | 2990 |
2. | ПНО 160 | 2 452 |
3. | ПТ 12-12 | 1 600 |
4. | П 8-8 | 2990 |
5. | ВП 19-6 | 3 500 |
6. | ПТО 150.240.14-6 | 2380 |
Также на цену влияет качество использованного материала, место изготовления, бренд и место производства.
Видео по теме
Плиты перекрытия ПНО, ПК и ПБ За и Против:
Заключение
Плиты перекрытия для теплотрасс и лотков относятся к важным инженерным коммуникациям, широко применяющимся в строительстве промышленных и гражданских объектов. Изделия надежно защищают системы труб от механических повреждений. Одновременно плиты обеспечивают гидроизоляцию и термоизоляцию любых инженерных систем.
Выбирать изделия необходимо с учетом климатических и почвенных особенностей своей местности. При монтаже лотки нужно укладывать только на ПГС-подушку, тщательно герметизируя стыки, и проверяя целостность всей конструкции.