Система налогообложения собственников земельных участков до 2014-2016 годов предусматривала исчисление размера обязательных платежей, исходя из их инвентаризационной стоимости.
В соответствии с новым порядком налог начал высчитываться из кадастровой стоимости.
Несмотря на то, что ставки снизились в несколько раз, размеры платежей в некоторых случаях серьезно выросли.
По этой причине собственники участков с завышенными ценами начали приводить кадастровую стоимость в соответствие с земельным законодательством.
Причины и цели уменьшения
Существует несколько ситуаций, при которых допускается законное снижение рассматриваемого параметра. Наиболее распространенными вариантами являются изменения категории земель и их целевого назначения.
Неверная оценка встречается не так часто, поэтому пользователи обращаются за ее снижением реже, чем в предыдущем случае.
Аналогичная частота обращений сохраняется в отношении изменения или дополнения видов разрешенного использования.
Смена категории земельного участка встречается часто в землеустроительной практике.
К примеру, участки, относящиеся к особо охраняемым природным территориям, оцениваются в несколько раз дороже земель сельскохозяйственной категории.
Перевод первого типа во второй не сопровождается мгновенным снижением кадастровой стоимости, поэтому владельцы таких земельных участков вынуждены прибегать к ее уменьшению.
Земли каждого из семи существующих типов целевого назначения отличаются кадастровой стоимостью.
Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной. Обнаруживая в ЕГРН суммы, превышающие действительную цену в несколько раз, землевладельцы приходят в недоумение.
Понять, откуда берется стоимость, получается не всегда, но изменить неоправданно завышенную сумму при желании может любой собственник, если найдет достаточные основания указывать на ошибку оценщиков.
Виды разрешенного использования земель подробно изложены в Приказе Минэкономразвития России. Участки с разными допустимыми способами эксплуатации отличаются по кадастровой стоимости.
Подобная дифференциация объективна, поскольку вполне логично, что земли, предназначенные для недропользования, многоэтажных жилых застроек или природно-познавательного туризма, будут дороже, чем земли для пчеловодства или складов.
Снижение стоимости в таком случае является необходимой процедурой, поскольку разница в видах разрешенного использования может существенно влиять на ценообразование.
Помимо перечисленных факторов, стоимость земли зависит от ее состояния. Если на территории естественным образом появились обрывы, овраги, болота, иные неустранимые дефекты, цена заметно снижается.
Ухудшением принято также считать наложение искусственного ограничения в виде публичного безвозмездного сервитута.
Инициаторы процедуры
Рассматриваемый показатель может оспариваться не всеми правообладателями. Инициировать пересмотр вправе собственник и арендатор.
Первая категория является абсолютной, поскольку владелец является налогоплательщик по отношению к участку. Арендаторы могут оспаривать стоимость лишь в ограниченных случаях.
Нахождение земли в собственности сопровождается необходимостью платить налог на недвижимое имущество, которые не всегда оказывается низким.
В связи с этим налогоплательщик имеет полное право оспаривать кадастровую стоимость вне зависимости от обременений, которые наложены на участок.
Собственники не могут передать обязанность уплачивать налоги другим лицам, поэтому делегирование рассматриваемого права недопустимо.
Вопросы касательно возможности арендаторов оспаривать кадастровую стоимость начали обсуждаться после появления первых проектов реформирования системы налогов на недвижимое имущество. Четкое разъяснение по спорам касательно прав лиц, владеющих участками на основании договоров аренды, дал Верховный Суд РФ.
Согласно позиции высшего судебного органа, оспаривать кадастровую стоимость земельных участков вправе арендаторы, в чьих договорах с арендодателем прописана арендная плата, исчисляемая из кадастровой стоимости.
Наиболее часто договоры с исчислением арендной платы из ставки налога предлагают заключать органы власти. В арендных отношениях частных лиц подобный способ применяется крайне редко.
Способы пересмотра
Общая классификация путей уменьшения кадастровой стоимости позволяет поделить способы на досудебные и судебные.
Первая категория предполагает обращение в уполномоченные административные органы. К ним относятся территориальные комиссии по пересмотру кадастровой стоимости.
Судебный путь ранее предполагал возможность обратиться в арбитражные суды. Актуальное законодательство предусматривает рассмотрение вопроса исключительно в судах общей юрисдикции.
Досудебная процедура рассмотрения дел об оспаривании стоимости введена в 2015 году.
Владелец земли может обратиться в территориальную комиссию по пересмотру кадастровой стоимости, входящую в структуру Росреестра.
Комиссия формируется на уровне субъекта РФ.
Для юрлиц порядок обязателен, граждане вправе миновать стадию путем прямого обращения в суд.
Изменившийся порядок рассмотрения дел об оспаривании сведений, содержащихся в ЕГРН, привел к передаче соответствующих полномочий судам общей юрисдикции.
Заявление подается в суды субъектов (республиканские, областные). Расположение судебного органа должно соответствовать местонахождению земельного участка.
Подавать иск требуется сразу в суд, которому подсудно рассматриваемое дело. В противном случае судья возвращает заявление истцу.
Этапы
Процедура уменьшения стоимости участка по реестру включает в себя несколько этапов. Их соблюдение необходимо для повышения шансов на успех при рассмотрении вопроса в комиссии или суде.
Инициатор оспаривания должен иметь доказательственную базу, которая формируется на предварительных этапах.
Административное и судебное разбирательства не ограничиваются классическими процессуальными действиями. Должностные лица проводят экспертную оценку доводов владельца, на основе которой формируется отчет и решение органа.
Доказательственная база должна содержать экспертные заключения, дающие оценку рыночной стоимости объекта. Для получения отчета правообладатели обращаются в экспертные компании. Но перед проведением экспертизы логично проверить, есть ли перспектива уменьшать стоимость.
Проводят анализ целесообразности пересмотра цены по реестру компании бесплатно. Процедура включает предварительную упрощенную оценку и первичное заключение, на основе которого определяет целесообразность дальнейших действий.
Предварительное решение оценщика влечет за собой полноценную экспертизу.
Фирма, производящая оценку, должна иметь статус независимой оценочной компании и осуществлять деятельность на основании договора, заключенного с органами Росреестра.
Стоимость услуги варьируется от 3 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона.
Результатом оценочной деятельности является отчет, исчисляющий рыночную стоимость земли.
Цена должна быть указана на дату определения установленной в реестре кадастровой стоимости, найти которую позволяют сервисы портала Росреестра.
Отчет предоставляется вместе с другими документами и является серьезным подспорьем правообладателя в плане доказывания правоты.
Факультативным этапом является экспертиза отчета об оценке. Правообладатель для подтверждения полученных результатов обращается к другому оценщику. Специалисты компании исследуют подготовленный отчет на основании актуального законодательства об оценочной деятельности, норм о порядке проведения оценки, федеральных стандартов.
Процедура является добровольной, поэтому заявитель не обязан обращаться к другому оценщику для проведения экспертизы. Тем не менее, документ существенно повышает шансы на успех пересмотра.
Подробнее о процедуре и порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в отдельной статье.
Как уменьшить самостоятельно
Досудебный порядок рассмотрения дела в территориальной комиссии Росреестра включает несколько дополнительных стадий.
Первым делом требуется самостоятельно собрать установленный законодательством пакет документов:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (при аренде);
- заполненное заявление о пересмотре результатов;
- выписка из ЕГРН о стоимости участка;
- заверенная нотариусом копия документа, свидетельствующего о наличии права собственности (свидетельство или полная выписка из ЕГРН) или владения, пользования (договор аренды);
- отчет об установлении рыночной стоимости;
- положительное заключение независимых оценщиков на основании отчета (если проводилась экспертиза).
Дополнительно представляются иные доказательства, подтверждающие доводы гражданина.
Заявитель вправе использовать любые документы, но рекомендуется прикладывать только бумаги, подтверждающие прямо или косвенно доводы.
Собранный пакет документов представляется в региональную комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.
Рассматривается заявление без участия гражданина на заседании комиссии.
При положительном результате выносится решение, на основании которого кадастровая стоимость приравнивается к рыночной, при отрицательном – мотивированный отказ с разъяснением права судебного обжалования.
Разбирательство в судебных органах граждане-правообладатели вправе начать, минуя досудебную стадию. Предусмотренный для обращения в комиссию Россреестра пакет документов сохраняется, но добавляются дополнительные бумаги:
- уведомление, свидетельствующее о вручении другим участвующим в деле лицам копии искового заявления;
- квитанция об оплате госпошлины (300 рублей).
Исковое заявление подается вместе с упомянутой документацией в суд субъекта. Проведя проверку представленного пакета документов, суд принимает дело к производству, привлекая в качестве ответчика соответствующее подразделение Росреестра.
Исход дела зависит от доказательств истца, поэтому заявителю рекомендуется прикладывать дополнительные документы.
Арбитражные суды не рассматривают данную категорию дел с 2015 года после принятия КАС РФ.
Обжалование отказа комиссии существенно не отличается процедурой и прилагаемой документацией. Меняется содержание искового заявления, а также прикладывается мотивированный отказ органа. Помимо приравнивания стоимости, судебное решение повлечет о признание отказа комиссии незаконным
Вступление решения в силу
Удовлетворение исковых требований приводит к тому, что в резолютивной части решения указывается размер новой кадастровой стоимости, которая должна быть внесена в единый государственный реестр недвижимости.
После вынесения судебного акта заявитель или орган Росреестра могут подать апелляцию в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ.
Представлять жалобу можно в течение месяца.
Если этого не произошло, по истечении данного срока решение вступает в силу. На его основании Росреестр вносит изменения в ЕГРН.
Сроки
Общее время процедуры снижения стоимости земли по реестру варьируется от 1 до 4 месяцев. Конкретный срок зависит от совокупности нескольких обстоятельств, включающих скорость работы оценщиков, время рассмотрения комиссией или судом заявления, обжалование решения суда (в некоторых случаях).
Средняя продолжительность без форс-мажоров, сутяжничества и прочих нестандартных обстоятельств составляет 1-2 месяца.
Снижение стоимости участка во многом зависит от процессуальных сроков. Заявление рассматривается комиссией не дольше месяца. Приняв решение, орган уведомляет заявителя в 5-дневный срок о результате рассмотрения его заявления с разъяснением порядка дальнейших действий. Судопроизводство по делу длится не более 2 месяцев.
Обжалование решения суда в различных вышестоящих инстанциях занимает гораздо больше времени.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано какие действия необходимо предпринять чтобы понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Заключение
Кадастровая стоимость по разным причинам может оказываться завышенной. Собственники и в некоторых случаях арендаторы вправе снизить кадастровую стоимость земли в административном или судебном порядке.
Для этого требуются предварительная процедура оценки рыночной цены и подача в юрисдикционный орган заявления с приложением установленного законом пакета документов.