Во многих сферах народного хозяйства используются ресурсы земли.
Цель создания Департамента земельного кадастра и технического обследования – реализовать политику государства в области ресурсов земли и обеспечить правовое регулирование их использования.
Для этого ведется земельный кадастр, проводится мониторинг участков, создана автоматизированная информационная система (АИС).
Департамент формирует основы кадастровой карты и учета, ведет земельную книгу, регистрирует и перерегистрирует права, контролирует деятельность органов управления, разрабатывает и реализует методы оценки и платежей.
Основные задачи
Основные задачи определены законодательством (ст. 4 Закона № 28-ФЗ):
- обеспечить учет участков, контролировать их использование;
- обеспечить признание существования (прекращения существования) объектов учета;
- планировать и регулировать использование;
- оценивать землю, устанавливать плату за нее;
- обеспечить регистрацию сделок (сдачи в аренду, продажи) и прав собственности;
- защищать права юридических и частных лиц;
- обеспечивать население информацией об объектах учета;
- оценивать участки для налогообложения.
Для рядовых граждан важны задачи, связанные с границами участков, ограничениями по использованию, хранением и предоставлением достоверных данных.
Функции
Кадастр – многоуровневая система данных, разделенная по административно-территориальному принципу. Департамент ведет учет на уровне федерации, субъектов и муниципалитетов.
Основные функции Департамента:
- определять и учитывать качество земли, проводить мониторинг участков (бонитировки (сравнительные оценки) почв, агрохимические и геоботанические анализы);
- учитывать участки, их собственников и пользователей;
- проводить кадастровую оценку;
- составлять схемы границ;
- присваивать участкам кадастровые номера, изготавливать паспорта;
- накапливать и обрабатывать информацию в электронной и бумажной форме;
- вести земельный кадастр и АИС, кадастровую книгу и реестр;
- изготавливать карты;
- предоставлять населению документы и кадастровые планы;
- определять границы административных и охраняемых территорий, водных и лесных объектов;
- составлять проекты землепользования и рекультивации (восстановления);
- проводить инвентаризации;
- регистрировать сделки по залогам и купле/продаже;
- оценивать объекты для налогообложения.
Филиалы Департамента в муниципалитетах обрабатывают результаты инвентаризаций, предоставляют услуги населению, готовят документы для сдачи в аренду и продажи, контролируют исполнение договоров, участвуют в планировке и застройке территорий муниципалитета, проводят проверки при изменении качества земель.
По поручению администрации рассматриваются заявки на предоставление участков в пользование, согласовываются документы на строительство и реконструкцию с Комитетом по архитектуре, контролируются поступление арендной платы в бюджет.
Средства на деятельность Департамента выделяются из госбюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов. Часть средств поступает от населения в виде платы за услуги.
Заключение
Работа Департамента дает возможность узнать реальную стоимость каждого земельного участка, что позволяет более эффективно управлять ресурсом, а также сбалансировать планирование, получить дополнительные средства в бюджет в виде налога на недвижимость.