Отмостка выполняет защитную функцию для фундамента и цокольной части дома, поэтому к ее прочности и конструктивных особенностям предъявляют строгие требования, контролируемые строительными нормативами.
Закладка компенсационных швов необходима при строительстве отмостки для всех типов использованных материалов – бетона, тротуарной плитки, щебенки и т.д.
О том, что собой представляет деформационный шов в отмостке, для чего его делают, какими материалами заполняют и изолируют, расскажем в статье.
Что такое компенсационный шов?
Деформационными швами называют особенность конструкции отмостки, которая заключается в делении ленты вокруг дома на фрагменты в пределах несущего каркаса.
Зазор между элементами позволяет компенсировать изменение геометрических размеров конструкции под действием температурных перепадов, устранить нагрузки в материалах и защитить обшивку цоколя от преждевременного разрушения.
Воздушно-газовое состояние почвы вокруг дома меняется под действием сил морозного пучения из-за содержащейся в ней влаги. Изменения в объеме грунта приводят к движению поверхностей и возникновению сил, действующих на фундамент и отмостку.
Чтобы продлить срок службы конструктивных элементов силовой конструкции, в отмостке делают компенсационные швы. В результате лента, опоясывающая периметр сооружения, становится менее упругой и свободно переносит температурное расширение материалов и осадку строения.
Отказ от устройства компенсационных швов – нарушение технологии, что сказывается на целостности отмостки уже после первой зимы.
В результате в опоясывающей ленте, если она сделана из железобетона, возникают внутренние напряжения, который приводят к деформациям и появлению трещин.
Чем больше площадь конструкции, тем сильнее будет выражаться разрушающее действие в результате нагрузок. Образование трещин в отмостке передается через связанный каркас на перекрытия, балки, фундамент и несущие стены.
Минимальные сдвиги в положении конструктивных элементов создают угрозу для целостности всего сооружения. Если надолго оставить проблему без внимания, то отсутствие компенсационных швов может стать причиной разрушения каркаса здания.
Виды и их устройство
В зависимости от направления действия сил и природы их происхождения, различают температурные, осадочные, усадочные и сейсмические швы в отмостке. Согласно своду правил СП 21.13330.2012, размер швов выбирают с учетом таких параметров, как:
- климатические условия в регионе;
- геологические особенности грунта;
- использованные в строительстве материалы и т.д.
Температурные швы обустраивают между любой отмосткой и стенами дома, а также в теле ленты. Конструкция позволяет нивелировать перепады высот в результате осадки дома, подвижек грунта, изменения объема материалов из-за температурных перепадов.
Особое внимание уделить вопросу устройства компенсационных швов нужно при строительстве в регионах с большой сезонной разницей температур.
Если по периметру дома предусмотрены колоны, то вокруг них также оставляют компенсирующие зазоры.
Бетонная стяжка твердеет по всей площади неравномерно, в результате чего высота слоя в центральной части будет ниже, чем по краям. Чтобы избежать перекоса, в промышленном строительстве делают надрезы с помощью орошаемого водой шванорезчика. В случае частного домостроения по всей площади отмостки ставят поперечные рейки с проектным шагом, которые потом удаляют.
Деление конструкции на изолированные части позволяет компенсировать напряжение, которое возникает в результате неравномерной осадки сооружения по всему периметру. Для бетонных стяжек, тротуарной плитки и брусчатки используют специальные профили, которые ставятся на слой гидроизоляции в процессе строительства отмостки. Роль осадочного шва также выполняет зазор между стенками дома и лентой.
Чтобы горизонтальные и вертикальные деформационные сдвиги земной коры не разрушили конструкцию, перед заливкой бетона устраивают систему из поперечных профилей, изготовленных из:
- алюминия,
- нержавеющей стали,
- ПВХ,
- термопластичных эластомеров.
Систему поперечных реек необходимо устраивать в том случае, если дом построен в регионе с повышенной сейсмической активностью.
Мягкой отмостке из щебенки, деревянных мостков, крошки облицовочного материала постепенная просадка и вертикальные колебания грунта не носят вреда.
Правила создания
Чтобы отмостка прослужила максимального долго, перед устройством компенсационных швов строителю нужно учесть:
- рельеф участка и геологию почвы;
- систему отвода сточных вод;
- размер отмостки и тип материала, из которого она строится;
- конструкционные особенности дома;
- суммарные нагрузки на ленту и т.д.
Расстояние между демпферными зазорами в отмостке из бетона принимают равным от 2 до 2,5 м., из брусчатки – 4–5 м. Расчетом точных характеристик занимается специалист на этапе проектирования. Высота шва по всей его длине должна быть одинаковой.
Как правильно заделать щель между цоколем дома и отмосткой?
Строительство отмостки с компенсационными зазорами проходит по такой схеме:
-
Размечают участок, снимают слой грунта.
- Дно траншеи выравнивают и утрамбовывают.
- Прокладывают слой гидроизоляции из глины или выстилают с этой целью слой рубероида.
- Устраивают утрамбованную дренажную подушку из песка и щебня.
- Монтируют опалубку для бетона, либо бордюры для тротуарной плитки или щебенки.
- Устанавливают барьер между стенами домом и отмосткой (осадочный шов), чтобы защитить облицовку от разрушения под действием сезонных подвижек грунта. С этой целью обычно используют специальную демпферную ленту, размер которой несколько выше бетонной стяжки.
Когда раствор примет окончательную прочность, излишки ленты обрезают. Разделяющие конструкции в обязательном порядке устраивают в местах, где есть перепады уровней, в углах отмостки и в районе дверных проемов.
- Монтируют поперечные рейки с проектным шагом для температурных/усадочных швов, которые предотвратят разрушение отмостки под действием внешних факторов. Г-образные участки делят на прямоугольники. С это целью можно использовать покрытые битумом или промасленные брусья, пластиковые элементы, куски стекла.
- Сверху заливают первый слой бетона.
- Выкладывают армирующую секу между поперечными рейками для компенсационного шва.
- Сверху делают бетонную стяжку или засыпают щебенкой.
- Когда бетон застынет, вынимают рейки и заполняют свободное пространство изолирующим материалом.
Как сделать деформационный шов в бетонной отмостке, подскажет видео:
Чем заполнить зазор?
Деформирующие зазоры можно заполнять такими материалами:
- строительным герметиком для наружных работ – после затвердевания материал на основе битума или полиуретана остается эластичным, не попускает грязь и воду;
- шнуром из пластифицированного ПВХ – удобный в работе материал, используют при работе с большими площадями;
- гидрошпонкой – смесью полимеров и мастики, после монтажа проем закрывают рейкой из металла, чтобы предотвратить попадание пыли;
- жидким битумом – недорогой материал с эластичной структурой при затвердевании, не пропускает влагу.
Также в образовавшееся пространство можно поставить конструкции, разработанные специально с этой целью.
Для заделки компенсационных швов в отмостке из клинкерной плитки выбирают материал такой фракции, чтобы одновременно был удобен в использовании и гарантировал достаточную стабильность просачивания.
Как правило, используют смесь щебенки фракции 0–4, 0–5, 0–8 мм, при этом объем частиц с минимальными размерами должен занимать не меньше двух процентов от объема всего сыпучего материала.
Как и чем изолировать термошвы?
В месте соединения отмостки со стенами цоколя, подвала или фундамента делают компенсационный зазор шириной до 2 см.
Варианты заполнения свободного пространства:
- забить песком, перемешанным с щебнем мелкой фракции;
- залить жидкой мастикой или битумом;
- заполнить герметиком;
- проложить скрученный рубероид;
- использовать шнур из пенополиэтилена (диаметр на 20% больше, чем ширина зазора).
Ошибки при создании
Проект монтажа отмостки составляется на основе индивидуальных условий, поэтому модели устройства компенсационных швов во все случаях будут различаться. Если проектированием занимается собственник или начинающий строитель, то можно сделать следующие ошибки:
- Слишком большой шаг между швами. Ситуация приводит к тому что в полотне отмостки рано или поздно появляются трещины. Решить вопрос можно расширением швов с последующим заполнением пространства уплотнительным шнуром. Таким образом получится герметичная мембрана, которая не боится усадок и вибраций.
- Отказ от утепления в регионах с большими перепадами температур, а также на участках с высокой степенью пучения почвы может привести к тому, что компенсационные мероприятия не справятся с возникающими нагрузками. Избежать деформаций можно, закладывая на этапе строительства теплоизолирующий слой из экструзивного пенополистирола – материла, который отличается высокой прочностью, влагостойкостью и одновременно обеспечивает достаточное теплосопротивление конструкции.
- Жесткое соединение отмостки и цокольной части приведет к появлению трещин, которые представляют опасность для целостности всей конструкции. В зависимости от размера трещин выбирают изоляционный материал между монтажной пеной, полиуретановыми герметиками, битумной мастикой и демпферной лентой. Ситуация также может возникнуть, если изначально не продумана гидроизоляции отмостки, даже если был устроен демпферный зазор.
Таким образом, технология монтажа компенсационных швов тесно связана с методикой устройства отмостки.
Нарушая последовательность технологических этапов или отказываясь от некоторых из них, собственник непременно сталкивается с разрушением конструкции, что существенно снижает срок службы не только ленты вокруг дома, но и фундамента.
Устроенные щели нельзя оставлять открытыми, поскольку в них будет скапливать влага, провоцируя появление новых трещин и других деформаций.
Самая важная и полезная информация по строительству отмосток собрана в этом разделе.
Заключение
Компенсационные швы в отмостке защищают полотно от преждевременного разрушения в результате температурных расширений материала, сезонных или сейсмических подвижек грунта, осадки здания и т.д.
Поскольку все элементы конструкции тесно связаны между собой, то деформирующие зазоры нивелируют действие избыточных напряжений, возникающих в процессе эксплуатации сооружения. Отказавшись от проведения мероприятия, строитель рискует тем, что уже после первой зимы в отмостке и облицовке цоколя появятся трещины и сколы.